- РусГлобалЭкспорт
Повышение рентабельности и конкурентоспособности российских МСП на экспортных рынках
Источник – исследование ЦБ РФ «Что мешает российскому экспорту», апрель 2021
В текущий момент экспортная деятельность МСП носит неустойчивый характер, что влияет на темпы роста российских малых и средних предприятий, на их рентабельность и на перспективы развития, особенно в сложных рыночных условиях. Это является причиной того, что российские компании подвержены значительным рискам утраты конкурентоспособности не только на внешних рынках, но и на внутреннем – под напором более динамичных зарубежных игроков.
Значительная часть МСП-экспортеров (более 60%) сталкивается с тем, что их продукция уступает по набору потребительских или коммерческих характеристик товарам-аналогам из других стран. Это приводит к тому, что экспортные поставки производятся либо с существенным дисконтом и потерей рентабельности, либо вообще не происходят.
На поверку, при глубоком анализе – ключевой проблемой российских МСП при их выходе на экспортные рынки оказывается не столько сложности с логистикой, высокие издержки и нестабильность валютных курсов сколько недостаточная производительность труда, отсутствие планов и стратегий в вопросах экспорта и почти полное отсутствие внимания к качественному маркетингу своей продукции для зарубежных потребителей. Причем данный набор первопричин является источником проблем и на внутренних рынках сбыта, а следовательно – системный и качественный подход к их устранению приведет МСП к комплексному росту рентабельности и устойчивости, придаст импульс для развития даже в ситуации кризиса.

На что МСП-экспортерам следует направить внимание и усилия, чтобы за 2-3 квартала добиться серьезных успехов на экспортных и внутренних рынках:
1. Общее повышение производительности труда в компании
2. Постоянно идущий процесс снижения издержек на единицу продукции
3. Интеграция экспорта в свою сбытовую стратегию
4. Усиление характеристик и маркетинга своей продукции
